Положение-о-системе-оценивания-с-ЛУО

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ШАХТЁРСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШАХТЁРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №13 ИМЕНИ Н.И.БАРАНОВА»
(МБОУ «ШАХТЁРСКАЯ СШ №13»)

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол № 3 от 30.11.2022г .

УТВЕРЖДЕНО
Приказом №109 от 30.11.2022г.
Директор ______________ Н.Н.Лайтер

ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
С 1 ПО 9 КЛАСС

г. Шахтёрск, 2022

1.Общие положения
1.1. Положение «О системе оценивания предметных и личностных результатов
обучающихся с легкой умственной отсталостью с 1 по 9 класс» является локальным
нормативным актом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Шахтёрская средняя школа №13 имени Н.И.Баранова» (МБОУ «Шахтёрская СШ №13»),
далее ОУ, определяющим систему оценивания предметных и личностных результатов
обучающихся данной категории ОУ.
1.2.
Настоящее Положение разработано в соответствии с:
Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования";
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от
19.12.2014 № 1599.
1.3. Согласно Уставу ОУ данное Положение и изменения к нему утверждается
Приказом ОУ, принимается на педагогическом совете.
2. Цель и задачи оценочной деятельности
2.1. Положение разработано в целях единообразия в системе оценивании и учета
достижений обучающихся данной категории.

2.2. Направления:
- оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов
деятельности образовательного учреждения и педагогических кадров;
- установление динамики развития обучающихся по итогам учебных четвертей и
учебного года;
- описание достижения возможных результатов в форме, понятной для всех
участников образовательных отношений.
2.3.
Полученные данные используются для оценки состояния и
тенденций развития системы образования.
2.4.
Система оценки достижения обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов
освоения АООП призвана решить следующие задачи:
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать
объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания,
формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание
обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных
предметов и формирование базовых учебных действий;
обеспечивать комплексный
подход к оценке результатов освоения АООП,

позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов; предусматривать
оценку достижений обучающихся и оценку эффективности
деятельности общеобразовательной организации;
позволять
осуществлять
оценку
динамики
учебных
достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.
2.5. Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью в овладении
АООП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. При
определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на
следующие принципы:
дифференциации
оценки
достижений с
учетом
типологических
и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и
качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся; единства
параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания
АООП, что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных
организациях. Для этого необходимым является создание методического обеспечения
(описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора, формализации,
обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления
оценки достижений обучающихся.
целостность системы образования обучающихся с умственной отсталостью,
представляют обобщенные характеристики оценки их учебных и личностных достижений.
3. Контроль предметных результатов
3.1. Освоение АООП начального общего образования, созданной на основе ГОС
НОО, ООО обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух
видов результатов: личностных и предметных.
3.2. Предметные результаты освоения АООП начального общего образования
включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой
образовательной области, готовность их применения.
3.3. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются
основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий
класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
3.4. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
3.5. Минимальный уровень: дети с комплексными нарушениями в развитии и со
сложным дефектом, не способные освоить программу, кроме отдельных разделов,
избирательно, в зависимости от степени выраженности дефекта и потенциальных
возможностей, под контролем и с помощью взрослого в сопряженном режиме на самом
низком уровне. Продвижение обучающегося отслеживается относительно самого ребенка.
3.6. Достаточный уровень: обучающиеся способны усвоить АООП для детей с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Они обучаются
достаточно успешно, понимают фронтальное объяснение учителя, но в силу структуры
дефекта, испытывают трудности при усвоении программного материала и нуждаются в

разнообразных видах помощи. Они способны применить правила при выполнении
аналогичного задания, однако, каждое измененное задание воспринимается ими как новое.
3.7. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является
обязательным для всех обучающихся.
3.8. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам
не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
3.9. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по
всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого - медикопедагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей)
образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по
индивидуальному плану или на вариант 2 образовательной программы.
3.10.
Для отслеживания уровня усвоения предметных результатов
используются:
- Диагностические и итоговые проверочные работы;
- Тестовые диагностические работы (по текущим темам, разделам программного
материала);
- Текущие проверочные работы: (тест, зачет, самостоятельная работа);
- Разноуровневые контрольные работы;
- Результаты индивидуального и фронтального опроса.
3.11. Диагностическая проверочная работа проводится в начале сентября. Она
позволяете определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения
обучения, наметить зону ближайшего развития и организовать коррекционную работу в
зоне актуальных знаний.
3.12. Результаты проверочной диагностической работы фиксируются учителем в
классном журнале, анализе контрольных работ учителя.
3.13. Тестовая диагностическая работа на входе (в начале учебного года) и на выходе
(в конце учебного года) включает в себя задания, направленные на проверку тех знаний,
умений и навыков, которыми необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной
задачи.
3.14. Тестовые работы по учебным предметам оцениваются по шкале, разработанной
учителем по каждому тесту.
3.15. Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме.
Результаты проверочной работы заносятся учителем в классный журнал.
3.16. Разноуровневые контрольные работы проводятся по окончанию изучения
разделов, в данных контрольных работах учитель использует задания с учетом
индивидуальных способностей учащихся.
3.17. Итоговая проверочная работа проводится по итогам четвертей. Она включает
все основные темы учебного периода. Результаты фиксируются в классном журнале.
3.18. В один учебный день дается одна письменная работа. Не проводятся
контрольные работы в первый день после каникул и последний день перед каникулами.
3.19. Диагностические проверочные работы по основным предметам в 1 классе
проводятся по итогам учебного года. С целью выявления уровня овладения предметными
результатами: минимальный или достаточный преобладает у первоклассника.
3.20. Текущий, промежуточный, итоговый контроль успеваемости учащихся 2-9
классов осуществляется в виде отметок по 4-бальной системе:

«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» - удовлетворительно,
«2» - неудовлетворительно.
Отменяется оценка «очень плохо» (отметка «1»).
3.21. Безотметочное обучение осуществляется по коррекционно-развивающей
работе: ЛФК, логопедические занятия, психокоррекционные занятия и по всем
направлениям внеурочной деятельности.
3.22. Учащиеся, обучающиеся по индивидуальным учебным планам, аттестуются
только по предметам, включенным в план.
4. Оценка предметных результатов
4.1. Контроль за предметными результатами осуществляется в следующих формах и со
следующей периодичностью:
Форма
Примерная периодичность*
Самостоятельная работа
По мере необходимости (в ходе изучения темы)
Проверочная работа
По окончании темы
Контрольная работа
1 - 2 раза в четверть
Математический диктант
1 раз в месяц
Диктант
1 - 2 раза в четверть
Словарный диктант
1 раз в 2 недели
Списывание
1 раз в четверть
Тестирование
По окончании темы
Изложение
Согласно КТП
Устный опрос
Согласно КТП
*Может меняться в зависимости от содержания программы.
5. Порядок выставления итоговых оценок
5.1. За учебную четверть и за учебный год ставится итоговая оценка. Она является
единой и отражает в общем виде все стороны подготовки ученика по предмету.
5.2. Отметка как цифровое оформление оценки выставляется учителем в журнал
начиная со 2 класса, 2 полугодия.
5.3. Отметка за четверть по предмету может быть выставлена ученику при наличии у
него не менее трех отметок за четверть при нагрузке 1 ч/н учебного плана; пяти отметок
при нагрузке 2 ч/н учебного плана; шести-семи отметок при нагрузке три и более
недельных часов.
5.4. Отметка за четверть не может быть выставлена ученику по одной или двум
отметкам, за исключением случаев длительной болезни. Ученик, не имеющий или
имеющий одну отметку и пропустивший 50% и более учебного времени по предмету,
считается неаттестованным.
5.5. Отметка за четверть, год не должна выводиться механически, как среднее
арифметическая предшествующих отметок. При выведении итоговой отметки за
четверть преимущественное значение придается отметкам за письменные
контрольные, самостоятельные, практические и лабораторные работы (русскому

языку, математике, чтению, окружающему миру и т.д.). В случае спорной оценки за
год решающей является оценка за 3 четверть во 2-9 классах.
5.6. В случае выезда учащегося на длительное время на лечение по путевке оценка за
четверть выставляется на основании выданного ему табеля по месту лечения. В случае
отсутствия такого документа приказом по школе создается комиссия из числа учителей,
работающих в классе для принятия зачетов по изученным темам всех предметов учебного
плана. Решение комиссии оформляется протоколом.
6. Критерии оценки по учебным предметам 6. 1. Письменные работы по
русскому языку ( 2-9 класс)
6.1.1. Критерии оценки диктата
В диктантах (2-9класс) отметка выставляется в зависимости от количества допущенных
ошибок:
"5" - без ошибок или (не более двух исправлений);
"4" - 2-3 орфографических ошибки и 1-2 пунктуационных ошибки; "3" не более 6 орфографических ошибок и 2-3 пунктуационных ошибки; "2" более 7 ошибок или 8 недочетов.
6.1.2. Таким же образом оценивается грамотность в изложении и сочинении.
6.1.3. Критерии оценки за контрольное списывание:

Отметки
"5"
"4"
«3»
"2"

Допустимое количество ошибок 2 класс
Нет ошибок
Нет ошибок
1-2 ошибки и 2
1 -ошибка и 2
исправления
исправления
3 ошибки и 1-2
3 ошибки и 2-3
исправления
исправления
5 ошибок
5 ошибок

3 класс
4 класс
Нет ошибок
1- ошибка и 1
исправление
2 ошибки и 1-2
исправления
5 ошибок

6.1.4. Критерии оценки за словарный диктант: Количество
слов по классам:
2 класс - от 10 - 12 слов;
3 класс - от 12 - 15 слов;
4 класс - до 20 слов;
5-9 классы – до 20 слов в зависимости от сложности.
Оценки:
"5" - без ошибок;
"4" - 1-2 ошибки и 1 исправление;
"3" - 3 ошибки и 1 исправление;
"2" - от 5 до 7 ошибок.
6.1.5. В письменных работах не учитываются 1-2 исправления. Наличие трех исправлений
на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке.
6.1.6.Ошибки на не пройденные правила не учитываются.
6.1.7. За одну ошибку в диктанте считается: повторение ошибок в одном и том же слове.
Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;

6.1.8. Две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; не дописывание
слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же
слова в предложении.
6.1.9. При оценивании письменных работ у детей с грубыми речевыми
нарушениями не следует учитывать ошибки, обусловленные дисграфией. Тем не
менее оценка снижается на 1 балл за "общее впечатление от письменной
работы". Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, РАС,
следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. При выставлении
оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной
орфографической ошибке.
6.1.10. При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве
исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на
один балл, если это не связанно с нарушением моторики у детей.
6.1.11. Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания
контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от
индивидуальных успехов обучающихся.
6.1.12. При тяжелых нарушениях речи и письма (стойкая дисграфия) по решению
школьного ПМПк ребенок может выполнять итоговый контрольный диктант по
русскому языку в виде списывания с обязательным выполнением грамматических
заданий.
6.2. При грамматическом разборе следует руководствоваться следующими нормами:
«5» - без ошибок или допускает 1-2 исправления;
«4» - допускает 2-3 ошибки;
«3» -допускает 4-5 ошибок, или не справляется с одним из заданий;
«2»- не справляется с большинством грамматических заданий
6.2.1. Содержание грамматических заданий должно быть связано с
грамматикоорфографическим материалом, изученным не только в данном классе,
но и в предыдущих.
6.3. Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания,
контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида
работ. Основные виды контрольных работ во 2-м - 9-х классах – списывание и
диктанты.
6.4. Текст диктанта может быть связанным или состоять из отдельных
предложений. Следует избегать включению в текст диктанта слов на правила,
которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова включаются, их
надо записать на доске или проговорить, выделив орфограмму.
6.5. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятны
обучающимся
коррекционной
школы и
соответствовать
возрасту
обучающихся.
6.6. Контрольные диктанты должны содержать 2-3 орфограммы на каждое
проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50%
от числа слов текста.
Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
6.7. Примерный объем текстов контрольных работ:
2 класс - в начале второго полугодия -11-13 слов, к концу года – 16-18 слов.

3 класс – 23-25 слов;
4 класс – 31-35 слов;
5 класс – 45-49 слов; 6-7 класс – 65-69 слов; 8-9 класс – 75-79 слов.
6.8. Изложения и сочинения
6.8.1. Изложения и сочинения по АООП могут быть только обучающего характера. При
проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал, учитывая тему
рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций, словаря и
орфографии.
6.8.2. В 5 классе для изложений даются тексты повествовательного характера, объемом
20-45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по
объему.
6.8.3. В 6-7 классах - 45-70 слов, 7-.8.4. В 8-9 классах – 70-100 слов.
6.8.5. Изложения пишутся по готовому плану или составленному коллективно под
руководством учителя, в 8-9 классах допускается самостоятельное составление планов
учащимися.
6.8.6. При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и
последовательность передачи содержания.
6.8.7. При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая
все стороны данной работы.
«5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского
текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускаются 12
орфографические ошибки.
«4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста
(темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного
смысла, без ошибок в построении предложения, допускаются 3-4 орфографические
ошибки.
«3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста
(темы), с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на
понимание основного смысла, с 5-6 орфографическими ошибками.
«2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от
авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений
и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.
6.8.8. Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена
подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова
выписываются на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем,
обращаться к учителю.
6.8.9. В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной
передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить
две оценки – за грамотность и изложение содержания.
6.7. Критерии оценки работ по математике (2 - 9 класс)
" 5" - за работу без ошибок, допускается 1-2 недочета;
"4" - имеются 2 - 3 ошибки и не более 2 недочета;
"3" - в работе 3 - 4 ошибки и ряд недочетов;
"2" - выполнено менее половины заданий или имеются более 5 ошибок.
6.7.1. Знания и навыки по математике оцениваются по результатам индивидуального и
фронтального опроса учащихся, текущих и итоговых письменных работ.

6.7.2. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных
контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика,
особенности его развития.
6.7.3. По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть однородными
(только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т. д.) либо
комбинированными.
6.7.4. Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение
требовалось: во 2-3 классах – 25 – 40 минут;
в 4-9 классах – 35-40 минут, причем за указанное время учащиеся должны не только
выполнить работу, но и проверить ее.
6.7.5. В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1-3 простые задачи
или 1-3 простые задачи и составная (начиная с 3 класса) или 2 составные задачи, примеров
в одно и несколько арифметических действий 9 в том числе и на порядок действий,
начиная с 3 класса), математический диктант, сравнения чисел и математических
выражений, вычислительные и измерительные задачи или другие математические
задания.
6.7.6. Оценивая письменные работы, учителю необходимо дифференцированно подходить
к каждому ученику. Знания учащихся, занимающихся по разным уровням усвоения
учебного материала, оцениваются в соответствии с требованиями той программы, по
которой они обучаются. Оценка должна отражать не только уровень знаний в пределах
программы, но и те усилия, которые были затрачены учеником в процессе приобретения
знаний. В работе с учеником учитель всегда должен замечать малейшие его успехи: не
умел – научился, не знал – запомнил. Даже за небольшие достижения учитель может
завысить отметку.
6.7.7. При оценке письменных работ обучающихся по математике грубыми ошибками
следует считать:
-неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения алгоритма;
- неправильное решение задачи;
- неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур по
образцу.
6.7.8. Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания
числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение
формулировки вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей,
небольшая неточность в измерении и черчении.
6.7.9. С пятого класса один раз в четверть проводятся проверочные работы, содержащие
только геометрический материал с целью выяснения осознанности усвоения
геометрических знаний, овладения навыками измерения и построения геометрических
фигур. Все работы на построение выполняются с помощью чертежных инструментов на
нелинованной бумаге. Дети, которые испытывают большие затруднения в усвоении
наглядной геометрии из-за слабого развития пространственного ориентирования,
нарушений моторики, получают облегченные задания обводка по трафарету, построение
фигуры более простой конфигурации, построение фигур на бумаге в клетку). Отметка за
такие работы выставляется за правильность выполнения последовательности построения,
качество чертежа при этом не учитывается.

6.7.10. При оценке письменных работ с геометрическим содержанием (решение задач на
вычисление градусной меры углов, площадей, объемов и т. д., задач на измерение и
построение и др.).
«5» - все задачи выполнены правильно;
«4» - допущены 1-2 негрубые ошибки при решении задач на вычисление или измерение,
построение выполнено недостаточно точно;
«3» - не решена одна из двух – трех данных задач на вычисление, если при измерении
допущены небольшие неточности; построение выполнено правильно, но допущены
ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении
геометрических фигур буквами.
«2» -выполнено менее половины заданий или имеются более 5 ошибок.
6.8. Оценка за "общее впечатление от письменной работы" Вводится в виде устного
комментария учителя. При оценивании письменных работ по русскому языку и
математике.
6.8.1. Сущность оценки "за общее впечатление от письменной работы" состоит в
определении отношения к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая
привлекательность, чистота, оформление и др.)
6.8.2. Снижение оценки "за общее впечатление от работы" допускается, если:
- в работе не менее 2 неаккуратных исправлений;
- работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс,
неопределенных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.
Данная позиция учителя по оценочной деятельности позволяет более объективно
оценивать результаты обучения.
6.9. Критерии оценки устных ответов обучающихся
6.9.1. Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыков
обучающихся по АООП для детей с легкой умственной отсталостью. При оценивании
устных ответов по учебным предметам образовательного цикла (мир природы и человека,
речевая практика, география, история, биология и др.) принимается во внимание: правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения
изученного материала;
-полнота ответа;
-умение практически применить свои знания;
-последовательность изложения и речевое оформление ответа.
6.9.2. Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех предметов.
«5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью
учителя сформулировать, обосновать самостоятельный ответ, привести необходимые
примеры, допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
«4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5»,
но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; допускает аграмматизмы в
речи.
«3» ставится, если ученик частично понимает тему, излагает материал недостаточно полно
и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен самостоятельно применить
знания, нуждается в постоянной помощи учителя.

«2» если не раскрыто содержание учебного материала, обнаружено незнание или
непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,
допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной
терминологии, в рисунках, чертежах и т.д. и не исправлены после нескольких
наводящих вопросов учителя. 6.10. Критерии оценки навыков чтения
6.10.1. Проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием
прочитанного по текстам учебника. При оценке принимается во внимание
успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость и
выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на
вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому
году обучения.
6.10.2. Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или
комбинированного опроса.
6.10.3. Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления
отдельных умений и навыков по чтению.
6.10.4. Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце
урока.
6.10.5. При оценке техники чтения принимается во внимание успешность овладения
обучающимися) техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и
содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в
соответствии с программными требованиями по каждому году обучения:
II класс
«5» - читает по слогам (с переходом к концу года на чтение целыми словами) правильно с
одной-двумя самостоятельно исправленными ошибками короткие тексты; соблюдает
синтаксические паузы; отвечает на вопросы по содержанию прочитанного; пересказывает
прочитанное полно, правильно, последовательно;
«4» - читает по слогам, затрудняясь читать целиком даже легкие слова; допускает однудве
ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; допускает неточности в ответах
на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с
незначительной помощью педагогического работника;
«3» - затрудняется в чтении по слогам трудных слов; допускает три-четыре ошибки при
чтении и соблюдении синтаксических пауз; отвечает на вопросы и пересказывает
содержание прочитанного с помощью педагогического работника;
«2» - затрудняется в чтении по слогам даже легких слов; допускает более пяти ошибок при
чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе
содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь
педагогического работника.
III—IV классы:
«5» - читает целыми словами правильно, с одной-двумя самостоятельно исправленными
ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в IV
классе — логических ударений; отвечает на вопросы педагогического работника и
передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;
«4» - читает целыми словами, некоторые трудные слова — по слогам; допускает одну-две
ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, в IV классе — логических ударений;
допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их
самостоятельно или с незначительной помощью педагогического работника;

«3» - читает, в основном, целыми словами, трудные слова — по слогам; допускает
тричетыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз, в IV
классе - логических ударений; отвечает на вопросы и пересказывает содержание
прочитанного с помощью педагогического работника;
«2» - читает, в основном, по слогам, даже легкие слова; допускает более пяти ошибок при
чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы при пересказе
содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь
педагогического работника.
V—IX классы:
«5» - читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного
произношения; выделяет основную мысль произведения или части рассказа с
незначительной помощью педагогического работника; делит текст на части и
озаглавливает их с помощью педагогического работника (в VIII—IX классах легкие
тексты — самостоятельно); называет главных действующих лиц произведения,
характеризует их поступки; отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного
полно, правильно, последовательно;
«4» - читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну-две ошибки при чтении,
соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических
ударений; допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части
рассказа, исправляет их с помощью педагогического работника; допускает ошибки в
делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью
педагогического работника; называет главных действующих лиц произведения,
характеризует их поступки с помощью педагогического работника; допускает неточности
в ответах на вопросы и при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с
незначительной помощью педагогического работника;
«3» - читает недостаточно бегло, некоторые слова — по слогам; допускает три-четыре
ошибки при чтении; одну-две ошибки — в соблюдении синтаксических пауз; три-четыре в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических
ударений; выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью
педагогического работника; делит текст на части и озаглавливает части с помощью
педагогического работника; затрудняется назвать главных действующих лиц
произведения, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает
неполно, непоследовательно, допускает искажение воспроизведения;
«2» - читает по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении
синтаксических пауз; не может выделять основную мысль произведения, части рассказа
даже с помощью педагогического работника; не делит текст на части; не называет
главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки; отвечает на
вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной
смысл; не использует помощь педагогического работника.
6. 11. Критерии оценки по предмету «Ручной труд»
6.11.1. В начальной школе оценка ставится с учетом индивидуальных возможностей
каждого учащегося. Обучение труду в младшей школе (1-4 классы) осуществляют учителя
начальных классов.
6.11.2. Трудовое обучение в средней школе (5-9 классы) ведут учителя трудового
обучения (столярное и швейное дело).

6.11.3. Оценка ученику по трудовому обучению при промежуточной аттестации во 2-9
классах выставляется на основе двух оценок: за устный ответ (теоретические сведения) и
практическую работу.
6.11.4. Оценка ученику по трудовому обучению при промежуточной аттестации в 5-9
классах выставляется на основании двух оценок: за устный ответ (теоретические
сведения) и практическую работу.
«5» - обучающийся применяет полученные знания при выполнении практической работы
и может выполнить ее используя план или образец, а также проанализировать и оценить
качество своей работы.
«4» - обучающийся при выполнении трудовых заданий испытывает незначительные
трудности и использует помощь учителя при поэтапном выполнении практического
задания и его анализе;
«3» - обучающийся может выполнить избирательно задания по аналогии и при различных
видах помощи; не имеет способности обобщить и проанализировать свои работы. Оценка
«2» не ставится.
6.12. Критерии оценки по физической культуре
6.12.1. При оценивании успеваемости по физической культуре учитываются
индивидуальные возможности обучающихся, согласно заключению врача: уровень
физического и психического развития, двигательные возможности.
6.12.2. Главным требованием при оценивании умений и навыков является выполнение
изучаемых упражнений, при этом учитывается:
- как ребенок относится к урокам; -каков
его внешний вид;
-как он соблюдает дисциплину.
Последние два требования не влияют на итоговую оценку, но учитель должен напоминать
об этом обучающимся.
6.12.3. Оценки по предмету физической культуры:
«5» - обучающийся выполняет физические упражнения с незначительной организующей
помощью учителя;
«4» - с помощью учителя, выполняет физические упражнения с незначительными
ошибками и искажениями, но при этом наблюдается стремление к самостоятельности,
темп деятельности средний, но к концу урока снижается;
«3» - выполняет физические упражнения механически и только с помощью учителя, темп
деятельности на низком уровне;
«2» - может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия на
ребенка.
6.14. Критерии оценки по музыке
6.14.1. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей
– это специально
организованный педагогический процесс, являющийся составной частью
коррекционноразвивающего образовательного процесса, цель которого – формирование
музыкальной культуры, как совокупности качеств музыкального сознания, деятельности,
отношений, коррекция и предупреждение вторичных отклонений в развитии школьников.
6.14.2. Критерии оценивания обучающихся по учебному предмету «Музыка»:
«5» - проявляет устойчивый интерес к предмету, знает основные музыкальные
инструменты, способен различать изученные жанры музыкальных произведений,

воспроизводить музыкальные звуки и тексты песен, самостоятельно исполнять знакомые
песни, отвечать на вопросы о прослушанных произведениях.
«4» - проявляет интерес к предмету, знает основные музыкальные инструменты, способен
с помощью различать изученные жанры музыкальных произведений, принимает участие в
хоровом пении, отвечает на вопросы о прослушанных произведениях с незначительной
помощью.
«3» - эмоционально реагирует на знакомые музыкальные произведения, узнает основные
музыкальные инструменты, запоминает и исполняет простейшие мелодии, способен
сотрудничать со сверстниками в процессе совместных художественно-эстетических видов
деятельности.
Оценка «2» не ставится.
6.15. Критерии оценки обучающихся по предмету «Изобразительное искусство»
6.15.1. Предмет «Изобразительное искусство» решает задачи приобщения обучающихся
специальной (коррекционной) школы к творческому социально значимому труду,
использование изобразительной деятельности как средства компенсаторного развития
детей с нарушением процессов познавательной деятельности на всех этапах обучения в
школе.
6.15.2. Требования к оценке:
«5» - самостоятельно располагает лист бумаги в зависимости от пространственного
расположения изображаемого; от руки изображает предметы различной формы,
использует при этом незначительную помощь; различает цвета и их оттенки; называет
основные жанры живописи; умеет пользоваться инструментами для рисования;
анализирует свой рисунок, сравнивая его с изображаемым предметом, исправляет
неточности; способен видеть, чувствовать и изображать красоту окружающего мира. «4»располагает лист бумаги в зависимости от пространственного расположения
изображаемого с опорой на наглядность; от руки изображает предметы различной
геометрической формы, пользуется простейшими вспомогательными линиями; различает
цвета и основные жанры; называет основные жанры живописи; умеет пользоваться
инструментами для рисования; анализирует свой рисунок, сравнивая его с изображаемым
предметом, исправляет неточности с помощью учителя; способен видеть, чувствовать и
изображать красоту окружающего мира.
«3»- способен ориентироваться на листе бумаги по образцу; рисовать, обводить
изображение по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, умеет пользоваться
основными инструментами для рисования избирательно; различать основные цвета и
соотносить их с образцом. Оценка «2» не ставится.
7.
Критерии личностных результатов
7.1. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение
ими социокультурным опытом.
7.2. Личностные результаты освоения АООП общего образования включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки. Личностные результаты
освоения АООП должны отражать:
-сознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою

Родину, российский народ и историю России;
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
временнопространственной организации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
7.3. Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения
обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии, представленных в
разделе «Личностные учебные действия» программы формирования базовых учебных
действий у обучающихся начального общего образования. Достижение личностных
результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного
процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьѐй и школой. Основным
объектом оценки личностных результатов служит сформированность базовых учебных
действий, включаемых в следующие три основные блока:
7.3.1. самоопределение
- сформированность внутренней позиции обучающегося
- принятие и освоение новой социальной роли обучающегося;
- становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства
гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической
принадлежности; - развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и
свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
7.3.2. смыслоообразование
- поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя»)
- учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и
социальных мотивов;

- понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания»,и стремления
к преодолению этого разрыва;
7.3.3. морально-этическая ориентация
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания
их социальной необходимости;
- уважение культуры и традиций народов России и мира;
- развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
- сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении,
способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха учении; - умение видеть
свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех; - сформированности
мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебнопознавательные и внешние
мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем,
приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к
совершенствованию своих способностей; - знания моральных норм и сформированности
морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе
децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы);
- способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения
соблюдения/нарушения моральной нормы/
7.4. Личностные результаты выпускников на ступени начального общего
образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой
оценке. Оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе
внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований или по запросу
родителей (законных представителей) обучающихся, или по запросу педагогов (или
администрации образовательного учреждения) при согласии родителей (законных
представителей). Мониторинг сформированности личностных результатов проводится в
мае классным руководителем и школьным психологом.
7.5. Учитель заполняет индивидуальную карту развития личностных результатов в 1
класс в начале года и в конце учебного года, затем индивидуальная карта заполняется
один раз в году, в мае.
7.6. Для отслеживания сформированности каждого действия используется следующая
система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в
процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание
помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных
ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки,
которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

7.7. Карта индивидуального развития личностных результатов
Ф.И.О. учащегося ____________________________________________________________
Дата рождения:__________________ Класс _________________________________
Входная диагностика: __________________ (сентябрь 1 класс)
Итоговая диагностика:__________________ (май 1 класс)
Дата: _____________ (2 класс) _____________ (3 класс) ________________ (4 класс)
№

Характеристика

1 класс 1 класс
2 класс
(начало (конец
года)
года)
Личностные результаты

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
Основы гражданской идентичности
Знает название страны,
города, адрес проживания
2
Знает государственную
символику (флаг, герб, гимн)
Знание картины мира
1

Знает имена родителей, их
профессии, может рассказать о
содержании труда
2 Уважительно относится к
результатам своего и чужого
труда
Самооценка и самовосприятие
1

1

2

Умеет объективно оценить
свои сильные и слабые
стороны
Демонстрирует поведение в
соответствии с социальной
ролью ученика

СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ
Мотивация учебной деятельности
1 Положительно относится к
школе, желает учиться
2 Заинтересован
содержательной стороной
деятельности (проявляет
интерес к фактам,
закономерностям,
любознательность,
познавательную активность)

3 класс

4 класс

Заинтересован в результатах
учебной деятельности
(переживает успехи и
неудачи)
Социальные мотивы принятия
1 Проявляется потребность в
социальном признании
НРАВСТВЕННО – ЭТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
Ориентация в нравственном содержании поступков
1 Владеет основными
нравственно – этическими
понятиями (добро, зло,
справедливость,
отзывчивость)
2 Умеет оценивать как свои, так
и чужие поступки в
соответствии с нормами
морали
3 Осмыслено соблюдает
нравственно – этические
нормы поведения
Толерантность
1 Стремится к установлению
доброжелательных,
уважительных отношений с
окружающими
2 Уважительно относится к
представителям другой
национальности
3 Нетерпим к любым видам
насилия и стремится
противостоять им
4 Понимает чувства других
людей и сопереживает им
Сформированность эстетических чувств
3

8. Ведение документации
8.1. Планирование педагогической и оценочной деятельности осуществляется на
основании образовательной программы ОУ и данного положения.
8. 2. Предметные результаты обучения в форме оценки отражаются в классном
журнале.
8.3.
Уровень предметных результатов: достаточный и минимальный
фиксируется в индивидуальной карте сопровождения обучающихся.
8.4.
Личностные результаты освоения АООП отслеживаются в
Индивидуальной карте сопровождения учащегося.
9. Ознакомление
Ознакомление с настоящим положением производится на официальном сайте ОУ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 30.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(949)3061978

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».